Черт готовит тебе сковородку

By | 13.5.21 Leave a Comment
Ковидно-високосный триптих по ту сторону океана. Дмитрий Гаранин. Тэги: поэзия, эмиграция, сша, ньюйорк, пандемия, ковид, карантин, ...

Черт готовит тебе сковородку Ковидно-високосный триптих по ту сторону океана Тэги: , , , , , , , , , , , , , На авелей всегда найдется нож… Кузьма Петров-Водкин. Убийство Каином Авеля. Фреска храма Василия Златоверхого. 1910. Овруч, Украина Процесс создания этой книги мне довелось наблюдать на Facebook на протяжении турбулентного и многострадального 2020 года. Сначала пандемия китайского вируса – ковида – сковала страхом и заперла население в квартирах; потом по стране, в которой мы живем, США, прокатилась волна расовых беспорядков и погромов, плавно перешедшая во взятие власти глобалистическими силами в ходе осенних выборов. На эту «войну 2020 года» Геннадий Кацов откликался стихами, то и дело появлявшимися в ленте. Потом эти стихи были собраны в книгу, на мой взгляд, замечательную. Пандемия ковида, явление доселе неведомое ныне живущим людям, вызвала смятение в умах и огромную активность поэтов. Кацов не стал исключением. Первая из трех частей его книги получила название «Ковидии». Вторая часть, «Актуалии», посвящена произошедшей в США летом и осенью «революции». Третья часть, «Персоналии», не связана с двумя вышеозначенными процессами и может быть отнесена к философской лирике. Каждая часть содержит без малого по три десятка стихотворений. Авторское предисловие я считаю хорошим подходом, поскольку кто может написать предисловие лучше самого автора? Геннадий Кацов начинал в 80-х в Москве как поэт-авангардист, был одним из основателей знаменитого клуба «Поэзия». Через некоторое время после переезда в США в 1989-м прекратил писать стихи, возобновив лишь в 2011 году. За это время стиль поэта радикально изменился. С одной стороны, он стал по форме скорее традиционным, но обогатился опытом постмодернизма. Это интеллектуальная поэзия, насыщенная культурными реминисценциями, но прочно укорененная в реальной жизни, с которой автор связан своей работой аналитика-телеведущего и другими видами деятельности. Стихи поражают многоплановостью и обилием находок как в области смысла, так и в области формы. Первая часть, «Ковидии», дает довольно мрачную картину карантинного Нью-Йорка весны 2020 года, в котором люди в страхе перед непонятным новым вирусом забились по квартирам и боятся выйти на улицу. Стихи полны впечатлениями этой безрадостной жизни: …в природе сама по себе красота цветет в это майское утро без сглаза, где дом, как подбитый фашистами танк, скрывает жильцов в серых противогазах. От мрачных предчувствий трудно отделаться: …здесь не должно быть для тревог причин – с запасом сахар выдают и мыло, перчатки, маски: смерть есть карантин, не худший из того, что в жизни было. Книга насыщена цитатами, аллюзиями в явной или скрытой форме, центонность пронизывает все тексты. Казалось бы, неприметная строка «с запасом сахар выдают и мыло» – прямая цитата из известного четырехстрочника обэриута Николая Олейникова («Когда ему выдали сахар и мыло,/ Он стал домогаться селедок с крупой…»). В первой части меня наиболее впечатлил взгляд в будущее в стихотворении от 10 мая, заканчивающимся на оптимистической ноте: там выйдут, вторя штампам голливуда, за руки взявшись в свете желтых лун: бактерия-девчонка – просто чудо! и мальчик-с-пальчик, вирус и шалун. Геннадий Кацов. На Западном фронте.– М.: Формаслов, 2021. – 118 с. (Объявленная ценность.) Драматизм нарастает во второй части книги, когда засидевшиеся в карантине затворники в начале июня выходят на улицу и начинают громить страну «за правое дело», уже нацеливаясь на ноябрьские выборы. Язвительная ирония сменяется сетованиями на предстоящий печальный исход событий. В первом же стихотворении второй части от 13 декабря (при антихронологическом порядке во всех частях) читаем: «женщина в прозрачном платке и цветном сари,/ что ты знаешь о домашнем борще и сале,/ о среднерусской возвышенности и вековом запое,/ о двух германиях и между ними заборе,/ о кенгуру в австралии отстраненной и там же эму/ здесь должна быть пауза на коммерческую рекламу/ о том, как тяжело живется в камбодже имаму». И так с перерывами на рекламу и идет до конца это стихотворение, в котором узнается наша вице-президент со всеми ее достоинствами. О ситуации на пике летних погромов читаем, например: толпа все заполняла твой квартал, затем этаж, сейчас уже квартиру, и ты врубился: коль твой час настал – не нужен ты ни городу, ни миру досок с гвоздями и бейсбольных бит сполна припасено для разговора – он, как ни повернется, ты убит любым нежданным гостем будешь скоро Все время серьезно писать о таком невозможно, и на помощь опять приходит ирония: на авелей всегда найдется нож, и жизни каинов чего-то стоят – из дома выйдешь и себе идешь, надумав в мыслях всякое такое жизнь фейса на фейсбуке – ни гроша, жизнь копа в наше время не дороже: я топал не спеша по новым сша, кто сколько, представляя, стоить может Поэт пытается реконструировать идеологическую подкладку перешедших в решительное наступление сил. Примечательно стихотворение, написанное с запретом называть черный и белый цвета: я себя торможу, но, бывает, срываюсь, как с петель непослушная дверь, как на митинге мирном шпана: день, конечно, не бел – безусловно, он бледен и светел; черной ночи не будет – она однозначно темна правды нет на земле! вероятно, и выше б достали: светлый ангел летает, и тень его также бледна, а под ним черт готовит тебе сковородку из стали – цвета кофе без сливок, без бортиков, да и без дна Стихотворения второй части – просто фейерверк фантазии, и цитировать их можно бесконечно. После этого от последней части уже многого не ожидается. Но с переходом к ней никакого снижения нет, и эта часть поражает не менее второй. Там много лирического «я» (поэтому она и называется «Персоналии»), и постмодернизм разыгрался не на шутку. Или, наоборот, на шутку, потому что она развеивает мрачное настроение. Есть философские стихи. Мне понравилось стихотворение с довольно дикой концепцией: «всякий предмет выделяет пространство и время,/ а пока его нет – ни одна не возникнет галактика,/ нет и не было ни атлантиды, ни моря лаптевых,/ голубя мира и коричневых штурмовиков рема// ни движения, ни сознания, ни космоса спящего –/ без мельчайшей частички, вызывающей прану:/ лишь тогда являются библии, торы и кораны,/ когда доживает она до времени настоящего// и выделяет, как тело – пот, как огонь – спичка,/ тут же невероятные расстояния и мгновения.../ и ты читаешь ее в форме настенной таблички/ либо поднимаешь в виде стакана с водичкой –/ и в этот миг возникаешь по ее мановению». Что это такое? Скорее всего материализм, потому что в основе всего предметы, а абстрактные категории пространства и времени вторичны. Как не вспомнить теорию относительности, в которой движение спрессовывает время и массы искривляют вокруг себя пространство! Но в третьей части много и просто игровых стихов: «...июнь, июль, а там, вернее,/ а тут – короче август, сен-/ тябрь, август, и сентябрь, и август,/ приносит влагу день осен-/ ний – влагу, листья, листья, влагу…» и т.д. Третья часть особенно цитатна: себя между строчек находишь по слуху, со школы запомнив цитат миллион – ты блед, словно герман, доставший старуху, хоть эту старуху пришил родион Следующее стихотворение читается просто как кредо постмодернизма, для которого копирование из культурного резервуара – один из основных элементов: «каждый пусть помнит хотя бы свое:/ имя, откуда, куда, чего ради.../ время – бескрайний прозрачный ковер,/ скучный орнамент в котором украден// шорох пустыни, тоска пустырей,/ нить для основы, самой собой тканной:/ каждый – фрагмент в ней, набросок, сырец,/ копия чья-то, забывшая сканер». Наконец, в третьей части много просто замечательных находок: «лежит на зеркале слой пыли –/ сухой остаток, день за днем,/ тех отражений, что забыли/ когда-то по привычке в нем». Хороший образ для всей книги, сохранившей память о событиях грозного 2020 года. Если на пандемию ковида откликнулось немало поэтов из разных стран, то не менее важная тема американской революции большого отражения пока не получила. В США не так много поэтов, пишущих на русском. Большинство из них избегает писать на политические темы, включая тех, кто эту революцию одобрил. Поэзия всегда выводит из зоны комфорта и не может быть политкорректной. Что касается вопроса, возможна ли настоящая поэзия на политическом материале, то Геннадий Кацов дал своей книгой убедительный ответ. Отразить свое время лучше, чем не отразить, и тот, кому это удается сделать методами искусства, выигрывает. Нью-Йорк Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вам необходимо или комментарии(0) Вы можете оставить комментарии. 0 838 2 Поделиться 0 1002 22 Поделиться 0 954 15 Поделиться 0 805 22 Поделиться Загрузка... Загрузка... © 1997-2021 Независимая газета Москва, 101000, ГСП, Мясницкая ул., д.13. стр. 3 Телефон: Электронная почта: Сайт создан в компании © Использование материалов, опубликованных на сайте «Независимой газеты» ng.ru допускается только с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал ng.ru. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-60208 от 17 декабря 2014 г.Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)Правовая поддержка -

Источник: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2021-05-12/15_1077_poetry2.html

Следующее Предыдущее Главная страница

0 коммент.: