Русская эмиграция и коллаборационизм

By | 7.5.21 Leave a Comment
генерал-фельдмаршалу фон Браухичу с нижеследующим письмом: "Русские военные эмигранты с первого дня героической борьбы Германии ...

Русская эмиграция и коллаборационизм Философ Иван Ильин и его отношение к нацистам   1   05.05.2021 1227 В свое время я пытался использовать произведения философа Ильина для апологии православного патриотизма. Однако спустя некоторое время моё отношение к этому патриотическому идеологу сильно изменилось, когда я ознакомился с его статьями о национал-социализме и фашизме. Недавно почитал переписку философа Ильина с писателем Шмелёвым. К сожалению, авторитета в моих глазах к этим мыслителям это чтение не добавило. Более всего меня возмутило письмо Ильина к Шмелёву 23.IX.1947, где он неприязненно пишет о белом генерале Деникине. Деникина, надо сказать, я уважаю за то, что он принципиально не стал сотрудничать с нацистами во время второй мировой войны. Некоторые, правда, утверждают, что на самом деле старенький Деникин не был нужен немцам. Поспорю. В качестве полководца — да, не нужен. А вот в качестве знамени, в пропагандистских целях — вполне. Генералам П. Краснову и А.А. фон Лампе ведь нашлось применение, а они были не моложе. В любом случае известно, что Деникин стоял на оборонческих позициях и весьма отрицательно относился к сотрудничеству части белоэмигрантов с нацистами. Так вот, Ильин пишет Шмелёву через полтора месяца после смерти генерала: «Очень пожалел о Вашем некрологе Деникину. Храбрый и честный патриот, он …был чрезвычайно личным и лично мстительным человеком, не останавливавшимся перед наветом и даже клеветой (его четвертый том возмутителен по отношению к Краснову). ...Деникин постоянно клеветал на врангелевцев и еще недавно по прибытии в USA возмутил всех нареканиями на ген. А.А. фон Лампе, будто тот работал с Хитлером, — такая же клевета, какую возводили в Париже на Вас!!)»[1]. Уж не знаю, что такого клеветнического Деникин написал в своих «Очерках российской смуты» про ген. Краснова (напомню, что Краснов во время гражданской также прислуживал немцам, за что Деникин его не жаловал). Но были ли клеветой нарекания ген. Деникина на «врангелевца», одного из руководителей РОВС, генерала А.А. фон Лампе? Ведь это общеизвестный исторический факт — ген. фон Лампе входил во власовский «Комитет освобождения народов России». Конечно, сам он никакого личного участия в сражениях с советскими войсками или войсками союзников из антигитлеровской коалиции не принимал, ну так у него и возраст был не тот. Но свою лепту в создание коллаборационистских формирований он внёс. Весьма показателен «Приказ генерал-майора А.А. фон Лампе по Объединению Русских Воинских Союзов № 46. 17 августа 1941 г.». Приведу отрывок: «21-го мая с.г., в предвидении неизбежности боевого столкновения между Германией и СССР, я, — будучи уверенным в том, что все чины Объединения как основоположники белой борьбы, веденной большинством из них в 1917-1920 гг. против коммунистов, захвативших власть на нашей Родине, будут стремиться принять непосредственное участие в борьбе, которую возьмет на себя германская армия, — обратился к главнокомандующему армией (О.К.Х.) генерал-фельдмаршалу фон Браухичу с нижеследующим письмом: "Русские военные эмигранты с первого дня героической борьбы Германии за свое существование с глубоким вниманием присматриваются к событиям, связанным с этой борьбой, и, не считая себя вправе сказать свое слово, всеми силами стараются заменить ушедших в армию на фронт бойцов на их должностях в далеком тылу, чтобы хотя бы в небольшой степени принять участие в борьбе Германии против Англии, векового врага Национальной России. Для нас нет никаких сомнений в том, что в последний период борьбы она выразится в военном столкновении Германии с Союзом Советских Социалистических Республик. Это неизбежно уже в силу того, что коммунистическая власть, стоящая сейчас во главе нашей Родины, никогда не сдержит ни своих договоров, ни своих обещаний, уже по самой своей — коммунистической сущности. Мы твердо верим, что в этом военном столкновении доблестная Германская Армия будет бороться не с Россией, а с овладевшей ею и губящей ее коммунистической властью совнаркома, мы верим в то, что в результате этой борьбы придёт мир и благополучие не только для Германии, но и для Национальной России, верными которой остались мы, политические русские военные изгнанники, за все двадцать лет нашего пребывания вне России. Мы верим также, что в результате борьбы, которую ведет Германия, родится союз между Германией и Национальной Россией, который обеспечит мир Европе и процветание Вашего и Нашего Отечества. И потому теперь, когда наступает новый, быть может, самый решительный час, самая решительная стадия борьбы, в которой мы уже не можем удовольствоваться скромной ролью в тылу, — а должны принять то или иное активное участие — я считаю своим долгом заявить Вашему Превосходительству, что я ставлю себя и возглавляемое мною Объединение Русских Воинских Союзов в распоряжение Германского Верховного Командования, прося Вас, господин Генерал-Фельдмаршал, дать возможность принять участие в борьбе тем из чинов его, которые выразят свое желание это сделать и физически окажутся пригодными". 22-го июня с. г. мои предположения оправдались полностью, — война Германии против СССР стала совершившимся фактом. От чинов Объединения, начиная от начальников отделов, моих непосредственных помощников и моих представителей на местах и кончая отдельными чинами объединения и русскими военнослужащими доселе в его состав не входившими, я стал получать в массе заявления о готовности предоставить свои силы в распоряжение германского военного командования для общей борьбы и о стремлении принять участие в этой борьбе наравне с добровольческими формированиями многих государств Европы [2]. Как видим из приказа, «оклеветанный» Деникиным фон Лампе ещё 17 мая (ещё война с СССР не начиналась!) в письме генерал-фельдмаршалу фон Браухичу изъявил свою готовность воевать вместе с немцами против Советского Союза. Немцы, правда, тогда не проявили особого интереса к предложению фон Лампе. Только уже к концу войны, когда дела их стали совсем плохи, они стали внимательнее к русским добровольным помощникам. Тогда и сам ген. фон Лампе вступил в КОНР. В сети «Интернет» легко найти «». «Оклеветанный» Деникиным фон Лампе принимал деятельное участие в присоединении белоэмигрантов к власовской РОА. Даже если предположить, что Ильин ничего не знал о приказе фон Лампе (что маловероятно), сам факт членства генерала в КОНР уже лишает права Ильина обвинять Деникина в клевете на ген. фон Лампе. Кого же обманывал Ильин в своем послании Шмелёву — своего друга или самого себя? О коллаборационизме Шмелёва я уже писал в статье «». Сотрудничество «оклеветанного в Париже» Шмелёва с прогитлеровским изданием «Парижский вестник» — такой же исторический факт, как и членство генерала фон Лампе в КОНР. Почему же Ильин, который сам с нацистами во время войны не сотрудничал, говорит о «клевете» на ген. фон Лампе и на Шмелёва? Я думаю, что Ильин тем самым пытался хотя бы в собственных глазах оправдать самого себя. Ведь на самом деле и у него было «рыльце в пушку». В своё время, когда Гитлер пришел к власти в Германии, Ильин разразился статьей «Национал-социализм: 1. Новый дух». Она была напечатана 17 мая 1933 г. в № 2906 парижской эмигрантской газеты «Возрождение». Статья была задумана как первая, но продолжения не получила. В этой статье русский философ выступил как апологет национал-социализма: «До сих пор европейское общественное мнение все только твердит о том, что в Германии пришли к власти крайние расисты, антисемиты, что они не уважают права, что они не признают свободы, что они хотят вводить какой-то новый социализм, что всё это «опасно» и что, как выразился недавно Георг Бернгард (бывший редактор «Фоссише Цейтунг»), эта глава в истории Германии, «надо надеяться, будет короткой»… Вряд ли нам удастся объяснить европейскому общественному мнению, что все эти суждения или поверхностны, или близоруки и пристрастны. Но постараемся же хоть сами понять правду». Еще интересно то, что Ильин считал, что немецкий национал-социализм близок по духу Белому движению, идеологом которого он был сам: «Словом — этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения». Здесь отчасти соглашусь с Ильиным. Немецкий нацизм действительно был родственным с Белым движением. Только не со всем Белым движением, а теми из него, кто подобно генералу фон Лампе, пошел на сотрудничество с Гитлером. А вот с ген. Деникиным, который на это сотрудничество принципиально не пошёл, нацизм не имеет ничего общего. Но, по сути, клеветнический отзыв Ильина о Деникине я уже привёл. Ильин заявил, что обвинение генерала фон Лампе в сотрудничестве с нацистами со стороны Деникина — клевета. Что ж, в своей статье о национал-социализме он заявлял, что сами нацисты — жертвы гнусной клеветы со стороны большевиков и либералов: «Возможно, что национал-социалисты, подобно фашистам, не разглядят этого духовного сродства и не придадут ему никакого значения, им может помешать в этом многое, и им будут мешать в этом многие. Но дело прежде всего в том, чтобы мы сами верно поняли, продумали и прочувствовали дух национал-социалистического движения. Несправедливое очернение и оклеветание его мешает верному пониманию, грешит против истины и вредит всему человечеству. Травля против него естественна, когда она идёт от Коминтерна; и противоестественна, когда она идет из небольшевистских стран. Дух национал-социализма не сводится к "расизму". Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать пути к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи — неумно и неблагородно. И разве не клеветали на белое движение? Разве не обвиняли его в "погромах". Разве не клеветали на Муссолини? И что же, разве Врангель и Муссолини стали от этого меньше?» [3] Итак, «Дух национал-социализма не сводится к «расизму». Т.е. он всё же понимал, что в идеологии «национал-социализма» имеет место расизм (еще бы не понимал — наверняка ведь читал «Майн Капф» А. Гитлера, официально изданную еще до прихода нацистов к власти). Понимало расистскую сущность национал-социализма и некое «европейское общественное мнение», но Ильин считал себя выше него. Только оказалось, что право все-таки оно, а не Ильин, и сам Ильин несколько позднее сильно разочаровался в нацистах. Может быть, ему сразу надо было прислушаться к презираемому им «европейскому общественному мнению»? «Оклеветанному» Шмелёву, кстати, сей панегирик гитлеристам понравился, о чем он не преминул написать Ильину: «С великим захватом читали Вашу статью о национал-социалистах, первую. Великая Вам слава — за истинное, и за доблестное Ваше. Большая правда» [4]. Позднее Иван Ильин разочаровался в нацистах, о чем он написал Шмелеву в 1938 г.: «Сообщаю Вам доверительно: я покинул страну моего прежнего пребывания совсем, с вещами, с книгами, с мебелью. Больше не вернусь. Там такой нажим на русских честных патриотов! Там терпят только предателей и своих агентов. Ни к тому, ни к другому я не способен» [5]. Всё-таки дошло до русского философа, что русские патриоты немецким нацистам не нужны, а если и нужны, то лишь в качестве шавок. Но сам факт того, что за пять лет до этого он написал апологию (если не панегирик) нацизма, никак этим не отменяется. Эта апология наверняка (в силу авторитета Ильина среди белоэмигрантов, особенно среди членов РОВС) повлияла на то, что многие из белоэмигрантов пополнили ряды добровольных помощников нацизма. Другое дело, если бы Ильин хотя бы попытался нейтрализовать последствия его прогитлеровской статьи, написав нечто противоположное, и столь же публичное. Я думаю, что если бы он написал статью, развив то, о чём он написал Шмелеву, то это могло удержать многих белоэмигрантов от «союза» с нацистами. Ведь среди них были не только продажные холуи, но и искренне заблуждавшиеся, желавшие блага своей Родине. Среди рядового состава во всяком случае (вожди-то наверняка понимали, что к чему). В Германии, конечно, это было невозможно, а вот в Швейцарии, куда он перебрался — наверняка. Но уже и то хорошо, что он отстранился от Гитлера и не стал прислуживать ему, подобно фон Лампе и другим. За это он заслуживает некоторого уважения. Однако ставить его в один ряд с великими русскими мыслителями, такими, как Алексей Хомяков, я лично никак не могу. И то, что многие русские православные патриоты поднимают этого философа на знамя — большая, по моему убеждению, ошибка. 1. Переписка двух Иванов (1947 — 1950) // 23.IX.1947 2. Приказ генерал-майора А.А. фон Лампе по Объединению Русских Воинских Союзов № 46. 3. Ильин Иван - 4. Переписка двух Иванов (1927 — 1934) // 23.VI.33. 5. Переписка двух Иванов (1935 — 1946) // 10.X.1938. Тимур Хамзатович Давлетшин, православный публицист Загрузка... Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство». Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам: Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза». Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Для пожертвования Яндекс.Деньги --> Комментарии Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено, или , чтобы продолжить Введите комментарий Закрыть Ж К Абзац Цитата Отправить на модерацию Предупреждение Закрыть Ваш комментарий получен и отправлен на модерацию. После прохождения модерации он будет опубликован. 8. Поклон автору и редакции Рад, что появилась такая статья на РНЛ, где обычно "белые патриоты" говорят об Ильине с большим пиететом. Между тем, любому, кто читал его и честные свидетельства о нём, совершенно ясно, что он был не только апологетом нацизма, но и социальным расистом. о простонародье писал надменно и с пренебрежением. А это мне, например, крестьянскому сыну, кажется непростительным и противным нашей православной вере. Так что учите матчасть, братья и сестры, и освободитесь от ильинопоклонства. 3 / 06.05.2021 05:14 7. Правда, сказанная без любви есть ложь Добрый вечер, уважаемый автор! Жалко видеть опять практически односторонне-язвительную статью об известном, выдающемся русском философе И. Ильине. Ваша оценка: - очень ярка (выбраны крепкие выражения и сравнения), - однобока (не затронуто творчество философа, основные труды и их направление), - категорична и бескомпромиссна ("панегирик нацизму", "рыльце в пушку" и т.д.). Из этого я полагаю, что главного у И. Ильина вы не заметили. Наверное и целью вы это не ставили. Можно покопаться (прошу прощения за это слово) в частных письмах и осудить. Досталось здесь от вас и И. Шмелёву, и немножечко Швейцарии (почти в конце заметки). Сплошной суд с оглашением вердикта, обжалованию не подлежит. Жалко. Много хорошего можно написать про И. Ильина. Не зря же его прах перенесён в Донской монастырь, в церемонии перезахоронении праха принимал участие Алексий II? Мне кажется (могу ошибаться), что вы продолжаете вести каким-то образом гражданскую войну. Но в этой войне все проиграли же. И белые давно-давно. И красные совсем недавно. В гражданской войне победителей не бывает. МЫ ЖЕ ВСЕ ОБ ЭТОМ ЗНАЕМ. Раз вы любите так писать о русских белоэмигрантах, может тогда напишите о той части, которая сражалась с фашизмом в армиях Франции, Англии, Югославии, США и пр.? 2 / 05.05.2021 21:41 6. Ответ на 1, Калужанин: На любые истины подобного рода авторы разразятся очередным невежеством. Уважаемый автор статьи ещё потрафил таким, как Калужанин. Видимо, раз к разу нужно не уставать с напоминанием о статье Ильина 1948-го года. В этой статье Ильин прямо говорит, что у фашизма были "ошибки", а так он вполне себе не плох. "Философ" видит, например, "ошибку" фашизма в безрелигиозности, хотя, любая последняя сволочь в Европе знает, что фашизм - абсолютно оккультное явление, разновидность сатанизма. В то же время Ильин не посчитал необходимым указать такую "ошибку" фашизма, как 27 миллионов убитых фашистами соотечественников. Нужно быть напрочь солженицнутым, чтобы разоблачение угодного Госдепу умалчивания фашистских симпатий Ильина назвать невежеством. 9 / 05.05.2021 11:56 5. Антипатия к большевизму вовсе не требует в качестве необходимого дополнения симпатии к нацизму. И тут уже не оправдаешь человека тем, что он не разобрался, как в случае с каким-нибудь обывателем. Если не разобрался - значит некудышний мыслитель и философ, а если поддержал понимая что к чему - значит по сути фашист. Уж извините. 8 / 05.05.2021 11:52 4. профессия "обличитель" Этот автор одно время писал километрами страниц обличительные опусы в адрес о. Даниила Сысоева. Теперь вот взялся за Ильина и Шмелева. Ключевое слово материала - "пользовался". "В свое время я пытался использовать произведения философа Ильина для апологии православного патриотизма" Автор буквально "использует" деятелей русской культуры в своих целях, будь то "апология православного патриотизма" (что за монстр такой - этот православный патриотизм?), будь то обличительство. А всякое явление только тогда открывается, когда задача стоит понять, а не судить. Но автору важно занести очередную фамилию в реестр "наши/не наши", поэтому в строчках о том, что Ильин разобрался в нацизме и отказался его поддерживать, сквозит чуть ли не сожаление. Поэтому и появляется менторское "что же опровержение нацизму не написал". И таких место в статье достаточно, когда автор пишет о том, как надо было. Вот еще бабки на завалинке знают, как надо, да обыватели в целом - те тоже знают, как надо. 3 / 05.05.2021 11:37 3. Честная и правильная статья. 7 / 05.05.2021 11:22 2. Автор, вы бы про татарских колаборационистов исследование провели. Оно может быть куда масштабнее 1 / 05.05.2021 11:04 1. По Ильину Статья - простое неофитство. Как известно, методом цитат и выдержек можно Библию обернуть против Бога. Особенно, если поставить в этом себе задачу. Автор усиленно занят именно этим. И по Шмелеву тоже. Успехов в этом "благородном" деле! А отвечать на бред - просто нет ни времени, ни желания. Также, как, например, на "православный социализм". Или только этим и заниматься. Как только кто разразился невежеством, а уважаемая редакция быстренько это опубликовала, так и отвечать на него. Заниматься развенчанием развенченного, обсуждением обсуждаемого давно обсужденного. Только ни к чему это ни приведет. На любые истины подобного рода авторы разразятся очередным невежеством. 3 / 05.05.2021 10:26 Тимур Давлетшин Философ Иван Ильин и его отношение к нацистам 05.05.2021 Переписка писателя показывает истинные мотивы его участия в «Парижском вестнике» и полностью опровергает его уверения в том, что он на самом деле работал против немцев 03.04.2021 17.12.2020 20.11.2020 23.06.2020 Последние комментарии Новый комментарий от РомКа 07.05.2021 08:19 Новый комментарий от Владимир Николаев 07.05.2021 08:16 Новый комментарий от Владимир Николаев 07.05.2021 08:12 Новый комментарий от В.Р. 07.05.2021 07:59 Новый комментарий от В.Р. 07.05.2021 07:42 Новый комментарий от Советский недобиток 07.05.2021 07:29 Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II 06.05.2021 23:57 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель ООО "Русская народная линия" Пишите нам по адресу Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл № ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+ Разработка и техподдержка портала:

Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2021/05/05/russkaya_emigraciya_i_kollaboracionizm

Следующее Предыдущее Главная страница

0 коммент.: