Кумиры той эпохи в фотопортретах Валерия Плотникова - DELARTE Magazine

By | 20.8.25 Leave a Comment
... эмиграции. В герметичной атмосфере выставки Плотникова в зрителя вглядываются лица — Высоцкого, Бродского, Рихтера, Янковского, Лихачёва. В ...

Кумиры той эпохи в фотопортретах Валерия Плотникова Автор: Фото: [[*a_photo]]`]] [[*a_url:!empty=`Ссылки по теме: `]]--> [[*longtitle]]--> 20 августа 2025, 15:32 В Мультимедиа Арт Музее (МАММ) при поддержке фонда Still Art в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2025» под кураторством Ольги Свибловой проходит выставка классика отечественной портретной съёмки «Валерий Плотников. Герои своего времени». О магии реквизита, искренности в позировании и ностальгии по творческой дружбе интеллигенции специально для DEL'ARTE Magazine с маэстро побеседовала искусствовед Алёна Григораш.  Образ богемы в позднесоветской оптике Валерия Плотникова можно воспринимать сегодня как метамодернизм среди современной модной фотографии. Буквально напротив выставки Плотникова висит экспозиция об итальянских папарацци, преследующих гламурных селебрити ради скандальной правды на «15 минут славы». На этом контрасте особенно строго показан аристократичный и аскетичный мир чёрно-белой фотографии творческой интеллигенции Москвы и Санкт-Петербурга у Плотникова. Референсы из истории живописи только подчёркивают положение дел. Например, по словам маэстро, из знаменитостей он не снимал только Кобзона, Лепса и Зыкину — последнюю, потому что та отказалась от образа, вдохновлённого работами Николая Фешина, развивающего русский стиль в американской эмиграции.  В герметичной атмосфере выставки Плотникова в зрителя вглядываются лица — Высоцкого, Бродского, Рихтера, Янковского, Лихачёва. В репродукциях, по Беньямину, это вызывает раздражение эффектом нарочитого позирования, но рассматривание живьём с комментарием фотографа создаёт радикально другой эффект. «Без взгляда портрета не бывает. Актёры всегда знают, что позируют, даже когда не смотрят в кадр», — говорит он. Кроме того, за каждым фотопортретом стоит, как правило, история долгой взаимной дружбы, поэтому Плотников подчёркивает живость прямого взгляда. Чего стоит только дружба с Высоцким, не любившим фотографироваться, а в итоге через общение с Плотниковым согласившимся почти на 300 снимков. Конечно, в монографическом альбоме к выставке, изданном фондом Still Art, поместилось только 60 героев, что в современных соцсетях очень мало, а в санкт-петербургской творческой среде — очень много.  Фрагмент экспозиции «Валерий Плотников. Герои своего времени». 2025 © Фото: Алёна Григораш Плотникова интересует не столько документальность, сколько театрализация, режиссура образов и настроений с отсылками к мировой культуре. Например, рембрандтовский дог с эффектом «тлеющих угольков» на портрете с Анатолием Солоницыным 1980 года. Его работы для обложек журналов «Театр», «Советский экран», афиш — это не только галерея кумиров перестроечного времени, но и романтические амплуа. Сняться у Плотникова значило получить признание зрителя — и стены советских квартир с «мудбордами» из его фотопортретов бережно хранили эти сказочные грёзы с образами богемы.  Иногда сессии длились минуты — как с Аркадием Райкиным, которого Плотников уговорил позировать перед спектаклем, одолжив ему свою бабочку: «Я хотел сделать его на фото петербургским интеллигентом, в покойном кресле, с бархатом, лампой, рамами картин с золотым срезом… И вот словил его за 15 минут перед спектаклем, нашёл белый пиджак из первого акта. Мне нужно было, чтобы он был спокойный, в вольтеровском кресле, вокруг — роскошная библиотека, которая набрана столетиями семьёй. И единственное, что меня выдаёт, — это моя бабочка, которую я ему одолжил, потому что он забыл принести её на фотосъёмку». Валерий Плотников. «Аркадий Райкин». 1985. Фрагмент © Фото: Алёна Григораш Иногда фотопортрет был результатом долгих литературных прогулок. Так, Плотников гулял с Михаилом Барышниковым по блоковским местам в Санкт-Петербурге, а потом захотел снять с ним что-то пушкинское. Барышников на фоне драматичного угла как бы стен-кулис Главного штаба, недалеко от своей квартиры, белой ночью уходит из кадра буквально «навсегда», в эмиграцию. Во всех смыслах по-пушкински.  Валерий Плотников. «Михаил Барышников». 1974 © Фото: Алёна Григораш Конечно, в женских образах, будь то Алиса Фрейндлих на одуванчиковом поле или Марина Неёлова на витом диване, отчётливо чувствуется впечатление от портретов Валентина Серова. В современном портрете Елизаветы Боярской — впечатления от инфант Веласкеса. И тут стоит вспомнить не только о том, насколько благородно по-испански смотрится чёрный цвет, но и о том, какой поразительный эффект производят фотографии моделей со Славой Зайцевым. Модельер, знаменитый своей интерпретацией русского стиля — с ярко-красными колготками и синими кафтанами, — выглядит невероятно спокойно и элегантно в чёрно-белой гамме. Равно как и Аркадий Райкин, у которого Плотников «поймал взгляд» в момент абсолютного покоя. Валерий Плотников. Фотографии со Славой Зайцевым (коллаж). 2025 © Фото: Алёна Григораш Можно согласиться с кураторским текстом в том, что Плотников своим творческим методом смешения пикторального света, театрального реквизита и кинематографичности позы предвосхитил российскую модную фотографию. Причём сам Валерий ради нужного образа мог и привезти диван из Переделкина, и вымести листву на петербургской улице, и полить стену водой, и уговорить владелицу собаки дать поучаствовать в съёмке.  Фрагмент экспозиции «Валерий Плотников. Герои своего времени». 2025 © Фото: Алёна Григораш  Есть и любопытный момент — иллюзии зрителя. В портрете пианиста Святослава Рихтера, знаменитого своей коллекцией нонконформизма, на фоне есть как бы три точки, которые ошибочно принимают за «сигнальную живопись». На самом деле это отражение в зеркале стробоскопа Плотникова, сделанного им самим для создания достаточно мощной вспышки.  Валерий Плотников. «Святослав Рихтер». 1977 © Фото: Алёна Григораш Выставка оставляет после себя послевкусие ностальгии. Многих героев, ярких звёзд позднесоветской интеллигенции и богемы, уже нет в живых. Это тоска не столько по утраченной эпохе, сколько по стилю мышления, в котором образ человека был композицией, сценой, утверждением смысла.  Валерий Плотников. «Иосиф Бродский». 1981. Фрагмент © Фото: Алёна Григораш Но можно ли сегодня продолжать верить в эту картину, не впадая в миф? В эпоху медиапотока цифровой фотографии, клипов блогеров и сезонных сериалов образы Плотникова звучат почти как вызов, как будто говоря нам: вот талант, глыба, вот это мировой масштаб, настоящая дружба, офлайн. Не случайно все работы показаны в чёрно-белом — так они становятся вне времени и привычного глянца.  Валерий Плотников. «Елизавета Боярская». 2000 © Фото: Алёна Григораш Этот портретный театр — не про ретро, а про мифологию. Не про память, а про образ. Не про документ, а про стиль. И в этом смысле, возможно, Валерий Плотников снял не просто героев своего времени. Он снял ощущение, которым то время хотело казаться. И именно поэтому это всё ещё актуально. Автор: Фото: [[*a_photo]]`]] [[*a_url:!empty=`Ссылки по теме: `]]--> [[+prev]][[+next]]` &tplPrev=`@INLINE ` &tplNext=`@INLINE ` ]]--> Портрет Валерия Плотникова. 2025 © Фото: Алёна Григораш Другие Новости / 19 марта 2019 --> / 19 марта 2019 --> / 19 марта 2019 --> / 19 марта 2019 --> / 19 марта 2019 --> 18+ ИЗВИНИТЕ, МАТЕРИАЛЫ НАШЕГО САЙТА НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ЛИЦ МЛАДШЕ 18 ЛЕТ. ВАМ НЕОБХОДИМО ПОКИНУТЬ САЙТ На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты.

Источник: https://delartemagazine.com/art/kumiry-toj-epoxi-v-fotoportretax-valeriya-plotnikova/

Следующее Предыдущее Главная страница

0 коммент.: