Художник Евгений Солодкий: внутренняя эмиграция в поисках свободы

By | 19.5.21 Leave a Comment
Знакомимся с художником — символом аутсайдерского индивидуализма. Поделиться. В современном искусстве мало места для лиризма.

Художник Евгений Солодкий: внутренняя эмиграция в поисках свободы Знакомимся с художником — символом аутсайдерского индивидуализма. Поделиться --> В современном искусстве мало места для лиризма. На арт-рынке и в галереях его почти не найти — за редким исключением: куда важнее сегодня для нас остросоциальная повестка, политика, острые, пограничные человеческие состояния. В этом «сегодня» художники в лучшем случае обращаются к коллективной памяти и советскому прошлому. Несмотря на это, художник все еще не потерял право выстраивать вокруг себя свой собственный мир, который может быть не похож на все происходящее вокруг — у него по-прежнему есть возможность не оглядываться ни на одну из существующих повесток. Создание новой, индивидуальной лирической реальности — вот та новая эстетическая повестка, которая входит в свои права сегодня.  Художник родом из Саратова — и он может называться настоящим символом аутсайдерского индивидуализма, идеалом для всех, кто стремится выйти из предлагаемых обстоятельств и создать свои собственные.  Евгений расписывал соборы и создавал ультрасовременные инсталляции. Основал в 90-е новое художественное течение и осуществил десятки персональных выставок по всей Европе. Объездил весь мир — но всегда возвращался в Саратов, поэтический город, окруженный легендами. Сегодня он создает ту самую новую поэтическую реальность и предпочитает никому ничего не доказывать, создавая искусство ради него самого.  Я всегда начинаю писать новую картину с предвкушением: «это будет лучшая работа в моей жизни». Мысль об этом дает мне драйв и энергию работать.Евгений Солодкий 1/2 «Тайное подкармливание», 2019 (масло/холст, фрагмент) «Но то был сон» В поэтической системе Евгения есть и пограничность состояний, и легкое ощущение фантазма или миража. Происходящее на полотне порой кажется нам смутно знакомым — мы уже видели подобные образы у символистов и сюрреалистов. Вот ангел, трогательно сгорбившийся над своей скрипкой, вот плывущий в закатном воздухе замок, вот почти растворившийся в красочных бликах женский образ. Все это, кажется, уже когда-то было: и все же есть в этих образах чарующая сиюминутность воплощения — и, разумеется, впечатление прекрасного сновидения.  1/2 «Эфемерный гость», 2019 (масло/холст, фрагмент) Самое сильное впечатление от сна — это его послевкусие, например, когда просыпаешься утром и весь день после находишься в приподнятом настроении. Того же я пытаюсь добиться от своих картин: чего-то сложного, немного смутного, волнующего и непонятного — и большей частью приятного.Евгений Солодкий Источником этой живописной реальности для художника может быть что угодно: литература, сказка, миф или сон или просто ощущение от увиденного ранее, но скорее то неосознанное, гулкое пространство сна, в котором все полно значения — и ничего не задерживается надолго. С этих картин на зрителя смотрят ангелы и сардонически улыбающиеся волшебники, серьезные подростки и растворяющиеся в дымке девушки или загадочные корабли-призраки. Однако конкретного героя в живописных работах Евгения нет. Все эти персонажи — воплощения какой-то одной волнующей художника темы, это — медиумы, многозначительно молчащие символы.  Трудно сказать, имеет ли персонаж отдельной работы какой-то конкретный прототип. Каждая из них должна обладать своим собственным лицом, и для создания этого лица нужно избегать штампов и формальных форм. Вероятно, это все из-за моего мизантропизма. Мне важно смотреть на человека и любить его хотя бы на холсте.Евгений Солодкий 1/2 «Игра на раздевание», 2020 (масло/холст, фрагмент) «Пройти, чтоб не оставить тени» Поиск свободы — вот лучшая (и самая долговечная) философия для современного художника-аутсайдера. Порой может показаться, что единственный выход для обретения оригинальности — это выйти из бешено раскручивающейся спирали современного общества, отделиться от него и обрести новое дыхание, новую эстетическую концепцию. Первую половину своей жизни Евгений прожил в бурном вихре арт-свершений: Москва, Мюнхен, новое саратовское объединение «Желтая Гора», опыты в жанре акционизма и инсталляции. Однако же только сделав успешную карьеру в качестве художника и креатора стало ясно, что его настоящий путь — дауншифтинг. Думая о свободе, Евгений построил океанскую яхту и пять лет прожил на борту восьмидесятитонного Гелона в Средиземном море, став художником-капитаном. Однако и море не всегда помогает достичь этой самой свободы достичь. Увы, живя на парусном корабле ты становишься еще более несвободен — хотя внешнего романтического флера здесь сполна хватает. Пять лет на борту убедили меня, что в погоне за вожделенной свободой ты становишься рабом своего корабля, и вместо творческих задач решаешь бесконечные бюрократические вопросы. (Ну и, конечно, следишь за тем, как бы этот самый корабль не утонул).Евгений Солодкий 1/2 «Распятый призрак», 2019 (масло/холст, фрагмент) ...Не нашлось смельчаков на ночную охрану. Восемь толстых канатов внушали уверенность в его неподвижности. Ночью над ним кружил одинокий дракон, а наутро он исчез вместе с лунным светом. Начальник порта бросил работу на море и ушел в горы пастухом.Евгений Солодкий Сам Евгений после периода бурных экспериментов над собственной жизнью выбрал для себя еще один путь — полное погружение в искусство, мастерская и неторопливые путешествия по суше. Нельзя быть одновременно и капитаном, и художником — корабль все же требует большой команды и полного самоотречения. А двигаться по миру в одиночестве можно и на автомобиле, особенно если он становится настоящей передвижной мастерской.Сейчас Евгений воссоздает стихию на холсте, и сегодня в его произведениях часто появляется мотив корабля — совершенно одушевленного и потому еще более одинокого. «Свой среди чужих» Евгений — художник в чем-то ретроспективный. Современное искусство, по крайней мере то, каким мы привыкли его видеть в столице, отклика в нем не вызывает.  Мне кажется, что современное искусство находится в кризисе, и все, что можно в нем сказать — уже сказано. Во всяком случае, российское современное искусство в массе своей вторично — просто мы по-прежнему, несмотря на отсутствие границ, мало информированы о том, что происходит в мире. Художники пытаются привлечь внимание зрителя, шокируя его — и при этом теряют духовность.  В 90-х меня поразила одна из интерактивных инсталляций в Zentrum für Kunst und Medientechnologie в Карлсруэ. Ее суть в том, что художник как бы уходит в тень и дает зрителю возможность воздействовать на объект самостоятельно. Этот процесс работает точно так же, как в компьютерной игре: играющему кажется, что он строит нечто свое собственное — но на деле всего лишь использует чужие скрипты. Вот это кажется мне по-настоящему современным.Евгений Солодкий 1/2 «Праздник башни», 2020 (масло/холст, фрагмент) «Концепция грани» В 90-е годы в Саратове возникает содружество художников «Желтая гора», которое просуществует три года — яркий мазок свежести на теле маленького города. Входившие в него художники работали крупно, смело, ярко, привлекая инновационные для города жанры и формы. Например, игры с пространством и человеческим восприятием: для того, чтобы увидеть картины на первой выставке объединения, зритель должен был со свечей найти путь в темном зале и осветить картину — выхватить ее из темноты, как будто бы из небытия.  Желтая гора — это следствие обновления социума, которое началось в конце 80-х. Нам хотелось нарушить неискренность официального искусства, мы были полны энергии, надежды и задора. К тому же, КГБ и ОБХСС не обделили нас вниманием: всегда приятно чувствовать себя арт-диссидентом.Евгений Солодкий Параллельно Евгений Солодкий создает работы в иконописной эстетике, залитые пронзительным синим цветом словно с фресок Ферапонтова монастыря. Эти две эстетических реальности — ультрасовременная и старинная — схлестнулись вместе, наслоились друг на друга, и тогда появились и печальные луноликие женщины в мареве мазков, и птицы с умными глазами, и многозначительные, сардонически улыбающиеся духи.  1/2 «Нажиматель», 2020 (масло/холст, фрагмент) Концепция грани — это и есть та «программа», которая метафорически объясняет происходящее на полотнах: это и грань между зрителем и живописным миром, между одиночеством и диалогом, жизнью и смертью, узнаваемостью и неузнаваемостью образа. Грань — это пауза, подобная зависанию брошенного вверх предмета. Я не религиозен. Но признаю, что есть какая-то сила, противостоящая энтропии материального мира, которая позволяет сохранить гармонию и баланс. Называть ее Богом было бы слишком большим упрощением: но я люблю писать ангелов, и кажется, ангел — это мостик между человеком и Богом.Евгений Солодкий Ангелы действительно незримо присутствуют во многих полотнах последних лет — даже если не являются главными героями картины. Они играют на невидимых инструментах, плывут «в тоске необъяснимой» и греют о свечу озябшие руки. Художественных связей этих работ с прошлым здесь можно найти, казалось бы, сколько душе угодно — это и витражный цвет Матисса, и легкая изломанность танцовщиц Тулуз-Лотрека, и вечное ощущение полета Марка Шагала, и итальянские символисты, а вот, кажется, еще чуть-чуть — и к зрителю обернется старик голубого периода Пикассо. Картины, где главным героем становится корабль, многие сравнивают с полотнами Тернера. Но расточенность линии в цветовой лавине обещает здесь совсем иное впечатление, иной почерк; море становится не самим морем, а его предчувствием — в загадочных огнях порта, скрипе рангоута и штормовой пене. И особый, словно бы светящийся изнутри цвет здесь — одно из главных средств выразительности, придающее абстрактным образам впечатление совершенно овеществленной образности. 1/2 «После работы», 2019 (масло/холст, фрагмент) По образованию я архитектор. Это объясняет поиск новых техник — архитектор всегда мыслит функционально, не только эстетически. В живописи я компенсирую это экспериментально — использую сухие пигменты (они по-особому светятся), пишу лессировками по сусальному серебру или по потали; мешаю масло с тушью, пишу фрески на сверхпрочном цементе.Евгений Солодкий Эти эксперименты рождают совершенно неожиданные эффекты: порой кажется, цвета на полотне так много, что оно становится похожим на витраж. Иконография «ангельского» это ощущение только усиливает, и вся эта цветовая мистерия просвечивается спрятанным за картиной источником света, который находится словно бы прямо за красочным слоем. Статическое сменяет динамическое, пастозную плотность — тонкие лессировки, а самые трагические истории обдувает как бы гуляющий по живописному пространству ветер. И кажется, что иного звучания кроме этого гулкого белого шума здесь нет: герои либо молчат, либо ведут многозначительный диалог без слов. Взгляды их всегда как бы затушеваны, они скользят по зрителю, не вступая с ним в диалог — и ускользают, бесконечно ускользают.  Все эти мифические существа — печальные флейтисты, многозначительные королевы, растворяющиеся в дымке города-миражи — пребывают в каком-то своем, одному только их создателю известном мире, где не работают привычные системы координат, а над крышами летают ангелы. Возможно, именно так и создаются новые миры: только лишь в голове одного художника-капитана.  1/2 «Мастер», 2019 (масло/металл/холст на подрамнике, фрагмент) Посвящается всем, кто отдает все свое сердце тому, чего не может не делать. И пусть тело его изломано и волосы спутаны — зато на него всегда падает солнечный свет и вокруг звучит тихая музыка.Евгений Солодкий Подробнее познакомиться с работами Евгения Солодкого можно  художника. Автор текста — Дина Якушевич ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поделиться --> Редакция vashdosug.ruвчера Отзывы о «Художник Евгений Солодкий: внутренняя эмиграция в поисках свободы» вчера, 04:56 Потрясающий художник-Евгений Солодкий! Давно люблю его творчество! Его картины всегда впечатляют и не оставляют равнодушным! В моей коллекции больше 50 картин Евгения! Светлана Гольба. Полезно Рассказать о своих впечатлениях и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10) --> --> 18+ «ВашДосуг.RU/VashDosug.RU» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Св-во Эл № ФС 77—71066 от 13.09.2017. Учредитель: ООО «Досуг-Медиа». Издатель — ООО «Досуг-Медиа» () 18+

Источник: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/2572919/

Следующее Предыдущее Главная страница

0 коммент.: